Банкротство ликвидируемого должника.

Банкротство ликвидируемого должникаФедеральный Закон о несостоятельности (банкротстве), кроме стандартной процедуры банкротства должника предусматривает и некоторые особенности банкротства ряда должников. Это зависит от состояния в котором находится должник (ликвидация, отсутствие каких либо активов для погашения задолженности перед кредиторами) или от направления деятельности должника. Рассмотрим особенности банкротства должника при его ликвидации.

Защита законных интересов кредиторов включенных в реестр требований кредиторов должника, когда сам должник не в состоянии расплатиться с кредиторами является непростой задачей. Одним из решений может стать введение процедуры банкротства, направленной равнозначное удовлетворение требований кредиторов, применяя при этом организационные и имущественные ограничения должника.

К сожалению, в нашей стране процедура банкротства зачастую используется в целях передела собственности. Попытки сбалансировать интересы должника и интересы кредиторов, чьи требования включены в реестр требований кредиторов должника между собой ведутся достаточно давно и безрезультативно. Таким примером являются регулярные изменения, вносимые в ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». И некоторые изменения приносят на практике положительные результаты. Тем не менее, в ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» до сих пор есть пробелы, которые используются в сомнительных целях.

Закон о банкротстве предусматривает общую процедуру признания должника несостоятельным (банкротом), а также некоторые особенности банкротства должников. К ним относится как банкротство ликвидируемого и отсутствующего должника.

Речь пойдет об упрощенной процедуре ликвидируемого должника. Данная процедура, по мнению некоторых банкротных юристов, необходима для ускорения процесса исключения должника из имущественного оборота, т.к. такой должник практически не ведет свою деятельность.

Безусловно, нахождение юридического лица в стадии ликвидации упрощает процедуру её банкротства. Закон устанавливает, что при банкротстве ликвидируемого должника не могут применяться следующие процедуры: наблюдение, финансовое оздоровления и внешнее управление. Невозможность их применения объясняется тем фактом, что решение о ликвидации должника уже принято вне рамок дела о банкротстве. И действительно нет никакого смысла во введении процедур в отношении такого должника, которые служат для восстановления его платежеспособности.

Некоторые исследователи полагают, что запрет на применение к должнику, находящемуся на стадии ликвидации, восстановительных мер не является логичным, т.к. участникам ликвидируемого должника могут в любой момент принять решение о продолжении (восстановлении) его деятельности. От исследователей поступают предложения о включении в Закон о несостоятельности положения о том, что в случае если к должнику применялась добровольная ликвидация, то по решению учредителей должника суд может использовать восстановительные процедуры, в том числе и мировое соглашение, при условии, что будет обоснованно их применение.

Также не совсем  однозначным является инструментарий, применяемый для упрощения процедуры банкротства ликвидируемого должника:

1) Не применяются процедуры наблюдения, финансового оздоровления и внешнего управления.
2) Требования кредиторов могут быть предъявлены в течение месяца с даты опубликования объявления о признании ликвидируемого должника банкротом.
3) Установлена обязанность ликвидационной комиссии обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом.

И вроде бы все указанные признаки кажутся обоснованными. Так, первую причину мы обсудили ранее; сам статус должника делает бессмысленным реабилитационные процедуры; срок в один месяц для предъявления требований объяснятся стремлением не затягивать процедуру ликвидации; обязанность ликвидационной комиссии установлена ст. 9 Закона о несостоятельности.

Предположим, более менее понятно, почему не применяются процедуры внешнего управления и финансового оздоровления, но совсем неясно, почему запрещено применять наблюдение: ведь данная процедура по своей сути не реабилитационная, как внешка и финансовое оздоровление, а в какой-то степени является предбанкротной и связана с подготовительными действиями. В ходе наблюдения определяются все кредиторы должника и, тем самым, размер их требований, а также устанавливается имущество должника. Именно в ходе процедуры наблюдения кредиторы могут избрать нового управляющего при переходе к следующей процедуре,  т.е. фактически влияют на него.

При упрощенной процедуре банкротстве ликвидируемого должника функции, применяемые в наблюдении сосредоточены в руках ликвидационной комиссии и реализуются на стадии до введения процедуры банкротства (так комиссия определяет кредиторов юридического лица, размер их требований, указывает суду на имеющееся у должника имущество). Это делает комиссию единоличным органом способным влиять на дальнейшее развитие событий в отношении должника.

Второй момент - это срок для включения в реестр требований кредиторов должника. В процедуре конкурсного производства указан общий срок - два месяца. В упрощенной процедуре ликвидируемого должника установлен срок в один месяц. Причем данные сроки являются пресекательными, т.е. закон не предусматривает возможности их восстановления ни при каких обстоятельствах и в случае пропуска срока требования кредиторов учитываются за реестром требований кредиторов (как штрафные санкции) и их погашение производится в последнюю очередь. (См. информационное письмо Президиум ВАС РФ от 26 июля 2005 г. "О некоторых вопросах, связанных с исчислением отдельных сроков по делам о банкротстве".)

Обязанности комиссия при бокротстве ликвидируемого должника

Что же касается обязанности комиссии обратится в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом,  Законом «О несостоятельности (банкротстве)» установлен срок для обращения в 10 (десять) дней с момента выявления признаков банкротства (признаков неплатежеспособности и признаков недостаточности имущества юридического лица для расчета с кредиторами). Как известно, определить достаточность либо недостаточность имущ-ва можно только после составления так называемого промежуточного ликвидационного баланса, поэтому у ликвидационной комиссии предостаточно времени для обращения в АС. А привлечь ликвидационную комиссию к ответственности за несвоевременную подачу заявления не представляется возможным, т.к. она не является субъектом права

Если же допустить возможность ответственности членов ликвидационной комиссии, то и здесь есть определенные сложности: от отсутствия оснований в виде деликта со стороны члена комиссии до простой невозможности определить ответственных, например, когда за решение о подаче заявления о признании должника банкротом проголосовало меньшая часть от общего числа членов ликвидационной комиссии.

Также необходимо учитывать то, что ответственность является субсидиарной, а к субсидиарной ответственности можно привлечь только при невозможности исполнения обязательств должником.
Последствием неисполнения ликвидационной комиссией обязанности по обращению в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом по упрощенной процедуре ликвидируемого должника, может являться отказ во внесении записи о ликвидации должника в ЕГРЮЛ.

Итак, рассмотрим ситуацию, когда юридическое лицо, накопив долги, предпринимает попытки избежать расплаты с кредиторами.

В случае стандартной процедуры банкротства в отношении должника будет введены, как минимум, процедуры наблюдения и конкурсное производство. При переходе к конкурсу кредиторы, в случае если их не устраивает кандидатура временного управляющего будут продвигать своего арбитражного управляющего в процедуре конкурсного производства, а следовательно возникает и опасность оспаривания сделок по отчуждению активов должника.

При упрощенной процедуре ликвидируемого должника достаточно принять решение о ликвидации должника, уведомить об этом федеральную налоговую службу, сформировать ликвидационную комиссию, обратиться в арбитражный суд и выбрать "своего" конкурсного управляющего. Учитывая указанное выше, а также небольшой срок, предусмотренный для включения в реестр требований кредиторов должника предоставляет должнику отличную возможность без особых трудностей легальным путем достигнуть цели.

Таким образом, при умелых действиях должника и абсолютно благой цели законодателя упрощенная процедура банкротства ликвидируемого должника являет собой отличный способ, позволяющий должнику высвободиться из-под обязательств перед кредиторами.

Итак, какие советы можно дать кредитору, дабы возвратить хотя бы часть долга.
Прежде всего необходимо еженедельно просматривать информацию о юридических лицах, в отношении которых вводятся процедуры банкротства. Подобного рода информация публикуется каждую субботу в газете "Коммерсантъ". Своевременное выявление информации о введении процедуры банкротства в отношении контрагента позволит соблюсти сроки при включении в реестр требований кредиторов должника и минимизировать риски не возврата долга, по крайней мере, включившись в третью очередь реестра требований кредиторов, а не за реестром.

Безусловно, даже если требования были заявлены вовремя – это вовсе не гарантирует их возврата. Хотя бы потому, что имущество может быть выведено еще до процедуры банкротства либо передано лояльным кредиторам.
При этом глава III.1 закона о банкротстве предусматривает ряд оснований для оспаривания сделок, совершенных должником до введения в отношении этого должника процедуры банкротства (оспаривание подозрительных сделок; оспаривание сделок, влекущих за собой оказание предпочтения одному из кредиторов перед другими кредиторами).

И всё-таки более надежную защиту кредитор получает только тогда, когда он сам или иной независимый от должника кредитор подает заявление о признании должника банкротом, а не сам должник выступает инициатором. Это позволит избежать введения в отношении юридического лица упрощенной процедуры ликвидируемого должника и назначить своего арбитражного управляющего

При этом, если кредитор располагает информацией о ликвидации должника и размер его требований позволит возбудить банкротное дело, ему стоит подать заявление о признании должника банкротом. Судебная практика допускает банкротство ликвидируемого должника в общем порядке, если заявление о банкротстве подано кредитором.